Самый языкатый сайт Одессы

Заместитель Ульяны Супрун рассказал одесским врачам о том, что с ними будет дальше

Заместитель Ульяны Супрун рассказал одесским врачам о том, что с ними будет дальше

Павел Ковтонюк стал гостем Зимней Школы «Общественное здоровье в Украине», которая проходит в Одессе в эти дни. Он ответил на вопросы специалистов — о том, как же на практике будет выглядеть реформа украинской системы здравоохранения, затеянная рентгенологом из Америки.

По словам Ковтонюка, одна из целей медреформы — это разделение всей системы здравоохранения на так называемые ступени предоставления медицинской помощи: первичную, вторичную и помощь третьей степени.

Комментируя вопрос о первичной медпомощи, господин Ковтонюк оперировал двумя понятиями — «экстренка» и «неотложка». По его логике, служба экстренной медицинской помощи должна «быть одна на всю Украину» и заниматься только «профильными вызовами». Это — спасение жертв пожаров, взрывов, терактов и других форс-мажорных ситуаций. Неотложную же медпомощь решено передать в ведение местных бюджетов. Однако при этом еще предстоит принципиально решить вопрос так называемых «непрофильных вызовов», которыми, по словам Ковтонюка, сильно грешат наши граждане — вызывая «скорую» даже при температуре…

«Должна быть на всю Украину единственная служба экстренки, одна! — подчеркивает замминистра. — А неотложная будет делаться где угодно — в городе, районе, селе. В каждой общине. Но это уже — бюджет этой общины. Если община хочет иметь машину, которая будет возить человека в больницу, мы ей это не запрещаем. Но точно так же мы не можем эту обязанность на нее налагать… Мы хотим на первичной помощи регулировать непрофильные вызовы путем делегирования полномочий самому врачу — ехать или не ехать на вызов».

Несколько иной видится Ковтонюку ситуация с оплатой труда специалистов ФАПов и амбулаторий.

«Села в Украине размещены кучками, — рассуждает чиновник. — Всегда есть центральное село, относительно большое, возле него находятся маленькие сельца. В маленьких сельцах, — как правило, ФАП, в средних селах — амбулатория. Если это пгт — то там должен быть центр здоровья и медико-санитарной помощи. По реформе децентрализации создается объединенная территориальная община вокруг этого пгт. ФАПы, по нынешнему закону, являются отдельными подразделениями амбулаторий, но не отдельными юрлицами. Мы предлагаем Кабмину постановить, чтобы и амбулатория была юрлицом. То есть, в нашей реформе, как мы хотим, в новой системе, финансирование идет: государство — национальная служба здоровья — юридическое лицо (то есть, амбулатория). У амбулатории есть отдельные ФАПы, где работают фельдшеры и акушерки, которые являются сотрудниками юрлица — амбулатории. Они подписывают с ней договор. Вот такая будет система. Что может сделать община? Всё! Потому что это принадлежит общине. Туда приходит за количество людей по тарифу денежка, все остальное делает община. Вся инфраструктура, все, что у врача есть, капитальные расходы — это всё община. Деньги приходят за услуги. То есть, по тарифу за пациента».

Ремарка Ивасей

Как известно, недавно глава МОЗ Украины Ульяна Супрун заявила, что в год на лечение одного пациента в Украине достаточно суммы чуть более 200 грн.

«Следует подчеркнуть, что это не накопительная система, а страховая. Пациенту не следует бояться, что эта сумма в 210 гривен может иссякнуть в первый же визит и в дальнейшем придется платить. За услуги, входящие в гарантированный пакет, никаких дополнительных средств не требуется, — утверждает Супрун. —  В январе будет утвержден стандарт, где будет четко прописано, что входит в стандарта помощи, обеспечивается государственным тарифам. Информация будет доступна в интернете. Каждый пациент сможет ознакомиться самостоятельно, или ему расскажет врач».

**

По словам Павла Ковтонюка, после внедрения медицинской реформы администрации больниц получат практически неограниченные полномочия — они будут сами решать не только куда тратить деньги, но и как регулировать взаииотношения с врачами и пациентами.

Так, комментируя вопрос о том, будут ли врачи защищены социально (например, какую помощь может получить специалист, заразившийся от больного) чиновник заявил следующее: «Мое понимание такое. Врач может работать в двух ипостасях. Первая — как частный предприниматель. Вторая — как сотрудник центра первичной помощи, амбулатории. Когда он — ФЛП, это его личное дело. Если он — сотрудник амбулатории, это дело его руководства. Мы как государство подписываем договор на предоставление услуг и оплачиваем по этому договору. Какой там социальный пакет? Это к работодателю».

Такие идеи фактического суверенитета региональных медучреждений, позаимствованные у Запада, в Украине планируют внедрить посредством создания так называемых «госпитальных округов». Проще говоря — объединений нескольких больниц, находящихся рядом, на одной территории.

В МОЗе обещают, что эти округа будут получать дофинансирование из государственного бюджета, но для этого им нужно договориться не только внутри себя, но и с местными властями.

«Что такое госпитальные округа? Это инструмент, с помощью которого можно навести порядок в больничной сети и сделать один метод организации сети вторичной медицинской помощи по всей стране, — поясняет Ковтонюк. — Следствием создания госпитальных округов будут пятилетние планы развития, которые разработают собственники самих больниц. Так им будет легче привлекать донорские и другие средства. И также есть намерение, во всяком случае, оно было озвучено вице-премьером Зубко и Минфином, — выделить отдельную линию, мы называем ее инвестиционная субвенция, под развитие госпитальных округов. Под эти пятилетние планы. Но повторяю — субвенция будет идти только под план. Вы договорились между собой, сделали план — мы его не ставим под сомнение, он должен только соответствовать нескольким общегосударственным критериям. Немногим. Если план есть, если вы договорились, — финансирование пошло. Если не договорились — финансирования не будет». 

По словам чиновника, договариваться будут некие «госпитальные советы» — коллегиальные органы, в которые, помимо руководителей больниц, будут обязательно входить представители органов местного самоуправления.

«Госпитальный совет — это инструмент для принятия вот этого коллегиального решения о плане. Госпитальный округ не будет отдельным административным или юридическим лицом. Это будет территориальное объединение с учетом определенного количества населения. А потом — это будет коллегиальным решением всех, кто в нем участвует. Берут в нем участие учреждения вторичного уровня. Все, кому они принадлежат — города, районы, объединенные общины — собираются в госпитальный совет и делают план. Количественная составляющая будет зависеть от количества населения. Она будет разной. Но там, где населения больше, у них будет больше представителей. Чтобы не получилось, что какая-то малюсенькая община блокирует все решение, — мечтает замминистра. — И вот все собрались, и решили, что в одном городе и одном селе мы будем развивать больницу второго уровня. В других трех районах превращаем больницы в два реабилитационных центра с базовыми услугами и один хоспис. Решили. Но наш райсовет не хочет. Ну, не хочет и не хочет. Потому что власть реальная — у райсовета, госпитальный округ же не является отдельной административно-территориальной единицей. Но если этот план все советы одобрили — инвестиционная субвенция пошла. Не одобрили — не пошла».

Коснулся замминистра и вопроса создания единой системы учета всех пациентов. Он пообещал, что бета-версия системы заработает уже в апреле, и в нее можно будет на первом этапе вносить общую информацию по обратившимся. Выписка электронных рецептов и направление к специалистам как функции системы будут доступны врачам уже к лету нынешнего года.

Еще одним новвведением медреформы станет существенное сужение полномочий региональных здравотделов и управлений.

«В западных странах государственная вертикаль лишена не нужных ей функций. Её функции — это разработка и реализация государственной политики. Все остальное — закупки, страхование, управление, ее функциями не являются. То есть, этим всем должны заниматься другие институты… Закупками сейчас занимается международная организация, потом закупки пойдут на национальную организацию… И потому и МОЗ, и региональные управления охраны здоровья будут заниматься разработкой и реализацией национальной политики в сфере здравоохранения как на всеукраинском, так и на региональном уровнях. И всё! Деньги больше не будут идти через вас. Конец», — подчеркивает Павел Ковтонюк.

Одним из принципов медицинской реформы в Украине является максимальная коммерциализация системы здравоохранения, рассуждают в министерстве. И потому здесь заявляют, что намерены активно двигаться навстречу именно врачам-предпринимателям, которые имеют регистрацию ФЛП. МОЗ активно работает над тем, чтобы частные врачи имели право наравне со специалистами государственных и коммунальных структур, к примеру, выписывать больничные листы и рецепты на лекарства — включая содержащие сильнодействующие наркотические вещества.

По информации Ковтонюка, медреформа коснется и отрасли стоматологии — здесь планируется существенно сократить перечень гарантированных услуг, оставив только детское направление и протезирование.

Всю беседу Павла Ковтонюка с участниками одесской «Школы здоровья» смотрите здесь

IVASI.NEWS. Группа для самых языкатых. Присоединяйтесь!

Раковые больные оставлены на произвол судьбы — решение министра Супрун

Top