Самый языкатый сайт Одессы

Как православным Одессы защититься от церковных рейдеров?

Как православным Одессы защититься от церковных рейдеров?

Юридические советы по предупреждению захвата храмов Украинской Православной Церкви и незаконном переводе приходов в состав другой конфессии предоставил Олег Денисов, руководитель ОО «Общественная правозащита». 

Принятие Верховной Радой Украины закона № 4128д позволяет определить наиболее актуальные пути защиты интересов прихода в настоящее время. Предлагаем Вашему вниманию юридические советы, которые обеспечат правовую часть защиты интересов прихода в случае конфликта:

Каким образом происходят захваты храмов УПЦ?

Нарушение прав верующих в виде захватов храмов и другого имущества происходит двумя основными способами: либо очевидно незаконным «без юридического прикрытия» силовым отбором храма или имущества, часто сопровождающиеся ломкой дверей, проникновением в здание храма и т.д., или незаконным захватом «под прикрытием» разного рода документов, хотя и не соответствуют правовым нормам, но создают представление, что храм отбирается на основании решения общины села, территориальной общины, собрания верующих и тому подобное. Документами «прикрытия» могут быть разного рода «опрос», «собрание села», «собрание общества», «собрание верующих» и тому подобное.

Первый случай захвата храма «без юридического прикрытия» совершенно очевиден, потому в этой публикации мы не будем разбирать все возможные формы реагирования. Отметим лишь то, что общество во всех случаях должна обратиться к специалистам в области права и обеспечить сообщение о случае конфликта в средства массовой информации, письменно обратиться в правоохранительные органы.

Каким образом рейдеры пытаются создать впечатление о законности захвата храма?

Обычно рейдеры пытаются создать впечатление о том, что они имеют право принимать решения относительно принадлежности храма. Согласно уставов религиозных общин право на определение канонической принадлежности храма или прихода принадлежит исключительно членам приходских собраний, которые принимаются в состав прихода на основании решения собрания.

Следует отметить, что закон № 4128-д усилил позиции религиозных общин УПЦ, ведь он четко закрепил, что никакой «самоидентификации» не существует.

Таким образом, ни «собрание села», ни «территориальная общины» не могут голосовать по вопросам прихода, и это четко закреплено на уровне нового закона.

В частности, статья 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции закона № 4128д предусматривает, что решение об изменении подчиненности и внесении изменений в уставы могут принимать только и исключительно общее собрание религиозной общины, при этом за переход религиозной общины в другую конфессии должны проголосовать не менее 2\ 3 от действительных членов религиозной общины.

Вывод: Закон № 4128 д аннулирует понятие «самоидентификации» членов религиозной общины и подтверждает, что голосовать по вопросам перехода прихода имеют право только действительные члены религиозной общины, которые приобрели членство в соответствии с уставом религиозной организации и имеющих право голоса. Ни «собрание села», ни «территориальная община» не имеют права голосовать по вопросам, касающихся религиозной организации — юридического лица!

Аналогичную норму содержит также и Устав об управлении УПЦ, пункт 4 раздела VIII.Г которого устанавливает, что «принятие новых членов в состав Приходского собрания, равно как и выход из них, осуществляется на основании просьбы по решению Приходского собрания». Просьба может быть как письменным так и устным, но принятие решения Приходского собрания о включении лица в их состав является обязательным.

Из изложенного следует сделать вывод о том, что в действительности религиозные общины УПЦ имеют фиксированное членство, но оно не всегда отображается в каком-то едином документе, таком как список или реестр. Но это не значит, что религиозная община не знает, кто ее члены или отсутствуют признаки, по которым эти члены могут быть четко определены.

В частности, согласно уставов религиозных общин УПЦ (в старой или новой редакции), к составу Приходского собрания (религиозной общины) относятся лица, которые:

  1. Достигли 18-летнего возраста;
  2. Признают обязательность Устава об управлении УПЦ;
  3. Регулярно участвуют в Богослужении;
  4. Исповедуются и причащаются;
  5. Находятся в каноническом послушании;
  6. Не находятся под запретом или церковным судом.

Эти 6 пунктов являются критериями или условиями членства в религиозной организации.

Существенен также и момент, с которого лицо приобретает право голосовать — с момента принятия лица в состав сборов на основании его устного или письменного просьбу, независимо от времени этого решения.

Таким образом, человек может приобретать право голосовать в любом собрании, которое решает судьбу храма только при наличии у нее статуса члена Приходского собрания. Другие документы: опрос, протоколы других сборов и т.д. — условно назовем их «документы прикрытия преступления» — являются незаконными.

Таким образом, для предотвращения потери юридического контроля над приходом существенным моментом является определение точного состава религиозной общины и ее членов.

Для того, чтобы избежать спорных ситуаций в религиозной общине существует единственный выход — провести приходские собрания и определить письменно, кто в настоящее время является действительным членом религиозной общины с правом голоса. Этот протокол рекомендуется направить государственным органам, ответственным за совершение регистрационных действий в отношении устава и единого государственного реестра.

Может ли гражданин потерять членство в религиозной общине?

Так, фактически, если лицо не соответствует критериям членства, изложенным выше, т.е. например, перестает признавать для себя обязательность устава УПЦ или перестает находиться в каноническом послушании настоятеля, или совершает действия, противоречащие интересам общества — такие действия приводят к потере лицом членства в прихода и оно не может голосовать на собрании.

Какие юридические действия следует совершать для предотвращения захвата храма?

Во-первых, приходам следует определить, кто персонально имеет право голосовать по вопросам, которые касаются жизни прихода — это и есть те, кто входит в состав Приходского собрания.

Для этого следует собрать в любую удобную дату Приходское собрание и принять на нем решения о том, что на дату проведения собрания в состав Приходы приняты следующие лица: «ФИО …» — и указать их перечень.

При этом не следует забывать и о Настоятеле. Ведь формально он тоже требует принятия в состав членов Приходского собрания, если в уставе нет отдельной нормы о том, что он является членом Приходского собрания по должности.

Следует помнить, что этот протокол, как и другие протоколы Приходского собрания, должен утверждаться правящим архиереем. Такая норма предусмотрена пунктом 14 раздела VIII.Г Устава об управлении УПЦ. Протокол должен быть подписан настоятелем, секретарем и пятью членами собрания, которые предварительно должны быть выбраны для такого подписания (согласно пункту 12 раздела VIII.Г Устава об управлении УПЦ)

Во-вторых, Приходские собрания должны быть проведены с участием реальных членов религиозной общины, которых определяет Настоятель самостоятельно или совместно с приходским советом. Также Приходское собрание может быть созвано представителем епархиального архиерея. (Пункт 7 раздела VIII.Г).

Мы не рекомендуем привлекать к участию в таком собрании посторонних лиц, в том числе председателей сельских советов и представителей власти (за исключением случаев когда они являются реальными членами религиозной общины). Следует помнить, что представители государственной власти не вправе требовать своего присутствия на этом собрании и не имеют права требовать удостоверение подлинности подписи на них нотариусом или другими лицами.

В-третьих, мы рекомендуем, чтобы протокол Приходского собрания оставался в распоряжении религиозной общины и не передавался другим лицам, за исключением случая, если этот документ испрашивается государственными органами на основании письменного запроса. Если же конфликт уже начался и на рассмотрение государственных органов уже поступил рейдерский пакет документов о «переходе общества» — следует, чтобы юрист, представляющий интересы религиозной общины, направил текст этого протокола с разъяснительной письмами в адрес таких государственных органов. Но в случае, если в государственный орган начинают поступать различные комплекты документов от разных лиц — следует проводить переговоры с органами власти и рассматривать необходимость применять судебную процедуру защиты.

Не противоречит ли заблаговременное оформление протокола о членстве в приходе утверждению о том, что в религиозных общинах УПЦ не существует фиксированного членства?

Действительно, бывают случаи, когда разные люди, в том числе некоторые государственные служащие, пытаются навязать верующим мысль о том, что в религиозных общинах УПЦ якобы не существует фиксированного членства.

Такое мнение выгодно рейдерам и не соответствует действующему законодательству Украины, ведь нигде не предусмотрено, что такое — «фиксированное» или «нефиксированное» членство. Эти слова вообще не являются юридической терминологией и не должны применяться в правовом поле.

Религиозная община имеет право осуществлять любые действия, которые предусмотрены ее уставом и не запрещенные действующим законодательством. Уставы религиозных общин УПЦ предоставляют Приходскому собранию право принимать новых членов в состав прихода и не запрещают определять, какие именно лица отвечают критериям членства в приходе в определенный момент (т.е. лица регулярно посещают богослужения и принимают участие в таинство). Таким образом, приходское собрание на определенную дату констатирует, что определенные физические лица отвечают необходимым условиям членства в приходских собраниях (и религиозной общине) и имеют право голоса по вопросам, касающимся религиозной жизни прихода.

Целесообразно вносить изменения в устав религиозной общины, чтобы надежней обеспечить интересы прихода?

Да, такие изменения целесообразны, но учитывая отношение государственных органов власти к конфессии УПЦ, не всегда и не во всех областях такие изменения могут быть внесены в разумные сроки.

В случае, если власть политически заинтересована в защите прихода и создает благоприятные условия для рейдерства — такие изменения будут блокироваться и общество вынуждено будет обращаться в суд. Но, конечно, более четкое регулирование в уставах вопросов повестки принятия в состав прихода, введение дополнительного кворума голосования по вопросам изменения конфессии, включение нормы о нотариальном удостоверении протокола (в случае урегулирования вопроса о персональном членстве) — в интересах прихода.

Существует ли в религиозной организации обязанность перерегистрировать или вносить изменения и дополнения в уставы по закону 4128д или 5309?

Закон № 4128д в своих переходных положениях устанавливает обязанность религиозных организаций привести в соответствие с этим законом свои уставы. Буквально это означает, что если религиозная организация имеет устав, который противоречит закону, — то тогда необходимо принять решением приходского собрания новый текст закона.

С этого момента можно считать, что устав приведен в соответствие с законом. Закон 4128д не устанавливает срока на представление для государственной регистрации нового принятого устава. Поэтому не будет никакого нарушения, если религиозная организация будет осуществлять свою деятельность на основании старого устава, имея на руках новый, но пока не зарегистрирован устав.

Что касается закона № 5309, то действительно, он содержит норму о том, что в случае неосуществления религиозной организацией регистрации нового названия, — устав религиозной организации может потерять силу, но только в части наименования религиозной организации.

Следует отметить, что это положение является неконституционным и противоречащим нормам международного права, так как религиозную организацию нельзя заставить изменить уже существующее наименование. Поэтому религиозным организациям в случае получения требований от органов государственной власти по изменению наименования следует обращаться в суд.

Также следует помнить о том, что даже после «утраты силы» устава в части его названия — религиозная организация остается юридическим лицом со всем объемом прав и обязанностей, в том числе религиозная организация не теряет прав на здания и другое имущество.

Что еще следует делать верующим для того чтобы предотвратить захват храмов?

Как показывает практика, для того чтобы предотвратить захват храмов, — следует обращать внимание на начало негативной пропаганды в селе или городе против религиозной прихода УПЦ.

Крайне редко захваты происходят неожиданно, потому что рейдеры пытаются стравить местное население и готовят проведение различных собраний, проводят опросы, и тому подобное.

Так что у религиозной общины есть время для того, чтобы не довести ситуацию даже до рассмотрения вопроса принадлежности храма рейдерскими собранием. Для этого следует включаться в переговоры с жителями населенного пункта, где проводится подготовка к захвату и объяснять свою позицию. Учитывая, что рейдеры используют псевдо-патриотические лозунги и необоснованные обвинения в отношении УПЦ — следует предоставлять людям ответы согласно официальным позиции Украинской Православной Церкви.

Обычно, если религиозная община и настоятель при поддержке епархии развенчивают мифы, которые распространяют рейдеры — захват не происходит, ведь люди понимают на какой стороне правда.

Источник

Дорогие друзья!

Ваши вопросы священнику, интересные примеры духовного опыта, стихи и рассказы на духовные темы можно присылать нам по адресу:

papa@ivasi.news

Телефон для связи с редакцией: 063 227 95 17

Внимание! Если Вы не хотите, чтобы консультация по Вашему вопросу была опубликована на сайте, ставьте в письме пометку «Личное» или информируйте об этом сотрудников редакции по телефону.

Ivasi.News. Народный сайт Одессы!

В православных общинах Овидиопольского района поддержали сохранение существующей принадлежности своих храмов

Top