Андрей Дубовский: «Лучший психиатр для наркомана — это священник»
Существует ли жизнь после зависимости? Реабилитационный центр – приговор или спасение? Что значит быть самым близким человеком для зависимого? Ответы на эти и другие вопросы дает Андрей Дубовский, руководитель реабилитационного центра в с. Косачовка.
Реабилитационный центр в Косачовке – место в 100 км от Киева, которое хранит сотни историй о поломанных жизнях и счастливых финалах, неразрешенных дилеммах и найденных решениях. Тут нет простых историй и рекламных вывесок. Но здесь хранятся ответы для миллионов зависимых и их семей по всей стране, которые нуждаются в помощи.
Сегодня в любой аптеке подросток может купить несколько препаратов, из которых в условиях подъезда моментально выварит синтетический эфедрин, опиаты и каннабиаты. В интернет-магазинах налево и направо продают так называемую «Морскую соль». И если раньше наркоман превращался в «ходячий труп» за 30 лет, то сейчас он достигнет того же результата за год. Родители, как правило, этого не видят и бьют тревогу, когда ребенок уже на грани.
По словам Андрея, реабилитационный центр поможет решить только следствие. Причина остается на улице. Но есть маркеры, по которым родители и близкие могут понять, что ребенок употребляет наркотические вещества.
«Сон, цвет лица, повышенная потливость, зеленоватость, расширенные зрачки (не реагируют на свет), специфический запах (например, бензиновый). Садится голос. Наркотики влияют на лимфу, рассказывает Андрей Дубовский. — Стоит осмотреть полость рта ребенка. Если он, например, употребляет таблетки, у него во рту будет сухость. Это характерный признак таблетированного употребления. Если зрачки не реагируют (узкие – опиат, широкие – психотроп).
Родителям зависимых детей необходимо вместе с ребенком проходить реабилитацию, считает руководитель реабилитационного центра.
«Если ребенок попал в эту зависимость – это медленное самоубийство ребенка, а также всей семьи. Почему он пристрастился к этому? Всё от семьи идет. С ним не разговаривали, ему не объясняли… Или он не может раскрыться, поделиться своими чувствами и проблемами. И он идёт на улицу, к старшеклассникам, ищет защиту. А там, у старших ребят, которые являются авторитетами, есть наркота. Здесь большая проблема. Родитель хочет спасти ребенка, а ребенку кажется, что его спасение там – там его семья. Я бы своего ребенка изолировал вместе с собой на длительное время. И прошел бы с ним эту реабилитацию», — говорит Андрей Дубовский.