Самый языкатый сайт Одессы

Сергей Варчук: «Акватория Одессы «болеет». Но ее еще можно спасти!»

Сергей Варчук: «Акватория Одессы «болеет». Но ее еще можно спасти!»

Громкие и безуспешные попытки убрать танкер «Delfi» с одесского побережья затмили этим летом тему немыслимого загрязнения морской воды, что в корне неправильно. Каждый год Администрация морских портов рапортует о 250 с лишним случая загрязнения акватории Одесского порта, каждый большой летний дождь вскрывает слабые места городской ливневки и канализации.

Когда же здравый смысл и дальновидный расчет возьмут верх над нерешительностью и хаосом в одесской власти? С нами над этим вопросом сегодня размышляет бизнесмен, экс-советник губернатора Сергей Варчук.

— Одесса не помнит ни одного лета без резонансной череды отравлений отдыхающих, без очевидной антирекламы в виде цветущей водорослями береговой линии… Сколько этот позор будет клеймить жемчужину Юга и травить море?

Каждый год одно и тоже, соглашусь! В контексте загрязнения моря я с горечью наблюдаю за неуклюжими попытками поднять танкер на пляже «Дельфин», из-за которого за восемь месяцев после аварии содержание нефтепродуктов в воде вокруг выросло в 90 раз, если не ошибаюсь. Невооруженным взглядом видно, что якобы охранные «боны»  не удерживают маслянистую пену. И это – только один маленький штрих к изрядно замазанному в последнее время курортного имиджу нашего города. «Делфи», естественно, рано или поздно эвакуируют. А вот что делать с загаженной нечистотами акваторией Черного моря? Ведь санитарные службы уже даже не вопиют к здравому смыслу купающихся. Они просто каждый день констатируют: у нас нельзя купаться. И?..

— Особенно обидно, что все подобные  «приколы» происходят именно сейчас, в разгар высокого сезона, прямо на глазах гостей города и региона!

— Помните прошлогоднее видео, как на одном из одесских пляжей сразу после летнего ливня прямо из-под воды забил фонтан нечистот?..  Это же видели тысячи людей!.. Власти должно быть стыдно перед туристами, а перед одесситами – стыдно втройне… Лично я вижу выход только в полноценном использовании масштабного проекта, о котором город говорит больше 10 лет — и без скорейшего запуска которого практически погибает море. Это «Глубоководный выпуск». Еще не забыли это название? А помните, столько в него вложено сил, мыслей и средств! И как в Одесской мэрии бездарно «заболтали» эту идею, а ведь она жива и практически готова к реализации.

— Вы считаете, что этот инфраструктурный проект еще не устарел морально?

— Уверен, что нет. И это доказали прошлогодние испытания. Трубы, уложенные 9 лет назад, все также герметичны и сохранили свою водоотводящую функцию. Я понимаю, что можно счесть морально устаревшим проект, написанный больше тридцати лет назад. Но ученые и разработчики проекта Глубоководного выпуска сточных вод от станции очистки «Северная» выполняли госзаказ. А, следовательно, знали свое дело. В том числе – и в плане прогнозирования экологических последствий для акватории. Кстати, у этого проекта на всем протяжении его существования очень сложная судьба. О нем периодически забывают, чтобы потом возвратиться на фоне появления очередной экологической опасности. Так было и в начале нулевых, когда чуть не рванула дамба на Хаджибейском лимане, что грозило смывом и нефтеперерабатывающего завода, и Пересыпи, и всего, что в промзоне навозводили после перестройки. Кстати, из-за перестройки реализацию «Глубоководного выпуска» отложили в первый раз…

— Но за такой огромный госпроект долгое время никто не хотел браться. Риски плюс ответственность, плюс незнакомое поле, на руках — лишь расчеты ученых…

— Смелым оказался всего один — Руслан Тарпан (основатель инвестиционно-строительной холдинговой компании «Инкор-Групп» — прим. ред). А ведь все было сырое – и законодательная база, не защищавшая частный бизнес, а про состояние бюджетов после очередной девальвации, низкую капитализацию украинского бизнеса и напряжение в государстве накануне оранжевой революции я просто молчу. Но когда этот подрядчик все-таки смог подойти максимально близко к реализации «Глубоководного выпуска», во все вникнуть и всех убедить в том, что он спасет город от техногенной катастрофы, желающих воспользоваться ситуацией нашлось очень много!

— Тарпана тогда «утопили» в информационной войне. Сколько «экологов» писало на тему глубоководного выпуска, сколько уголовных дел завели…

— А какое было организовано в городе «негодование общественников»? Как новатора, его действительно «топили», как могли. Вопрос был в цене того куска финансового пирога, который ему предстояло освоить. И инициатор, к огромному раздражению своих оппонентов, проект с места сдвинул, а не рассовал деньги по карманам и откатам, как поступают очень многие с госзаказами. Девять лет назад было уложено четыре километра труб двухметрового диаметра! На глубине 16 метров, заметьте! Трубы везли из Норвегии, материал, как обещают производители, выдержит агрессивное воздействие воды Черного моря лет на 100. Я думаю, им можно верить. 4 тысячи кубов очищенных стоков в сутки, которые забрала бы на себя эта труба, сняли бы все позорные канализационные проблемы Одессы. Мы гордились бы своим чистым прибоем, идеальными пляжами, не прячась от проблем и упреков туристов.

— Но проект завис, потому что за выполненные работы не доплатили? В дело вмешались правоохранительные органы. Звучало имя тогдашнего мэра Одессы Костусева, как зачинщика информационной войны против Тарпана…

— Я далек от теорий заговора. Даже если он был вполне очевиден в 2011 году, когда стройка заглохла, а на подрядчика посыпались обвинения и аресты имущества. Все это на уровне «сам дурак», а я этого не люблю, понимаете? Если Костусев решил оговорить Тарпана, и этим затормозил строительство глубоководного выпуска, то он, прежде всего, ненавидит Одессу, потому что вся эта история происходила на одесском поле. Если к руководству стройки были — и остаются — вопросы от следователей прокуратуры, пусть задают, имеют право. Государственные деньги должны расходоваться максимально прозрачно. Но насколько мне известно, проект был профинансирован на 200 с чем-то миллионов гривен, а работы продолжались, и теперь государство должно вернуть подрядчику затраченное? Суммы ведь в проект заложены.

— Ему их обещали вернуть. Премьер, сейчас уже не важно какой, говорил о 300 миллионах гривен за продолжение строительства. Но их не заплатили…

— Вообще подрядчик вложил «своих» около 40 миллионов долларов. А не заплатили — потому что отказался дать с них откат. Вот так, принципиально отказался.

Я не хочу продолжать о деньгах, я пытаюсь донести одну важную вещь – генпрокуроры поменялись за время, как строится эта труба, раз пять или больше. Трижды сменилась государственная власть!

Почему прокуратура в 2015 году вернула дело в суд, несмотря на снятие подозрения? В суд, который, вполне очевидно, и все знают несовершенство нашей судебной системы, защищает интересы третьих лиц! Адвокаты молчат, и я не уполномочен озвучивать имена, но вы их и сами знаете.

— Что вы предлагаете делать в такой ситуации?

— Акватория Одессы «болеет». Сильно. И спасти можно только одним действенным способом.

Нужно провести ревизию положения дел с проектом глубоководного выпуска, ставя во главу угла интересы города, который захлебывается в канализационных стоках и травит море, в конце концов. Помню, экс-прокурор Луценко трубу проложенную мерял. И все сошлось. Но следующий одесский прокурор, Жученко, одноклассник президента Порошенко, если кто не знал, вновь дал команду возобновить дело!

Необходимо завершить технические работы и подключить глубоководный выпуск, а правоохранители, суды, губернаторы и мэры пусть распутывают эту историю дальше. Сколько угодно.

Но ждать больше нельзя. Пять миллионов туристов у нас в сезон – а сколько случаев гепатита у туристов? Сколько отравлений детей, отдыхавших именно на одесских пляжах.

А прокурор Жученко готов ответить за то, что, тормозя завершение дела и продолжение строительства, перекидывая его из суда в суд, несмотря на получение оправдательного приговора, он фактически нарушал Конвенцию защиты Черного моря от загрязнения? А ведь создание глубоководного выпуска было по факту спасением экосистемы Одесского залива, прописанного в этом документе.

— Да нет, конечно.

— Власть в монолите – от Президента и губернатора до мэра и депутатов горсовета, должна консолидироваться вокруг решения данной проблемы. Отсутствие цивилизованной системы канализования города уже стало удавкой на его туристическом и рекреационном потенциале. Это понимаю я и согласитесь со мной вы. Но кто еще присоединится к нам? Может, руководство города? Может, новые одесские политики и чиновники? Давайте перестанем бояться и сделаем хоть что-то путное для Одессы. И Одесса это оценит. Сто процентов.

Ivasi.News Телеграм. То, чего нет на сайте. Подпишись.

Top