Самый языкатый сайт Одессы

Премьера в Одесском ТЮЗе — женщины и девы в поисках мужчины

Премьера в Одесском ТЮЗе — женщины и девы в поисках мужчины

В Одесском ТЮЗе – премьера для взрослых. Правда, не милая новогодняя сказка, а, скорее, кровавая Санта-Барбара. Но тема, тем не менее, вполне рождественская – о том, что человечеству для выживания крайне необходима любовь к ближнему своему. А дарить ее и быть счастливым невозможно, потеряв себя.

Спектакль поставлен режиссером Натальей Прокопенко по пьесе популярного драматурга Олега Михайлова «Клятвенные девы».

Театры предпочитают выдуманные, экзотические  миры, убежден драматург. И потому, хоть в Албании не был, написал пьесу, основанную на реальных фактах. В загадочной патриархальной стране, оказывается, до сих пор сохранился средневековый обычай: если в семье нет мужчин, ее главой может стать «клятвенная дева»  (по-албански «бурнеша») — принявшая обет безбрачия и мужское имя. Бурнеши коротко стригут волосы, носят мужскую одежду и курят, наследуют имущество семьи, имеют право голоса на сельском сходе и могут осваивать любые мужские профессии.

При таком средневековом домострое бурнеша становится единовластным распорядителем хозяйства и женских судеб своего семейства. А опекаемые им благодарные дамы обязаны хозяину «ноги мыть и воду пить». Что и делает (воду, слава Богу, не пьет) сестра дяди Кеки (Надежда Марченко) – в прошлом красавицы Кекилии – Теута (Оксана Бурлай-Питерова). Дом же его превратился в застенок ненависти и горечи. Уничтожив свою женскую суть, Кеки с безумием отчаяния, мстительной жестокостью рушит женское счастье своих домашних, уничтожает их детей. Теута по вине Кеки, настоявшего на кровной мести, лишилась сына, дочь ее Лири (Ирина Шинкаренко) инвалидом стала. Невестку Эдону солдаты беременной изнасиловали, когда, по совету Кеки, вместе с мужем она отправилась оружие покупать. Мужа убили, сын полоумным родился, а она с тех пор не произнесла ни слова, словно свернувшись в черный клубок безысходностии боли (пластически пронзительная работа Виктории Алексеевой). Ни о каком инклюзивном воспитании ребенка «с особыми потребностями» речь, конечно, не шла. Разве что Лири приходила сначала к бедному мальчику поиграть. А потом перестала… Вот и вырос монстр.

И о чем может думать брутальный самодур Кеки – о том, как выпить рюмку ракии, о своей торговой лавке и о продолжении рода. Понятно, мальчик-наследник необходим. И приносят в жертву жестокому семейному божеству юную Розафу (Иванна Ницак), брошенную – прямо, как в страшных сказках – безумному племяннику, которого домочадцы на цепи держат. Истошный, словно предсмертный крик девушки со временем сменяет беззвучный плач, ломающий юное тело. А, поняв, что в этом доме не плачут, а только ненавидят, бестрепетно трогательная Розефа использует и придает калеку Лири, и в аду сохранившую способность сострадать.

Ненавидеть здесь легче, чем любить.Но все же, наперекор жестокой мерзости жизни, проскользнет любовь и в искореженном страхом и болью за будущее своей семьи немолодом уже дяде Кеки, и в Теуре, жалеющей отказавшуюся от сути своей,взвалившую на себя тяжкое бремя ответственности красавицу-сестру Кекелию.

А еще есть здесь одинокая полубезумная старуха (от смеха исполнившей ее роль Ляны Каревой кровь в жилах стынет) –тоже жертва бесчеловечного домостроя. И натуральный петух, которого с остервенением ощипывает Тиута, чуть ли в зрителей перья не швыряя. В общем, наворотили автор и режиссер натуралистической жути в избытке. Понятно – внимание публики удерживать 1,45 часа необходимо. И, действительно, смотрится спектакль на одном дыхании, благодаря великолепным актерским работам всех исполнительниц ролей, музыке, ставшей полноправным участником трагедии (композитор Геннадий Бойченко). А оттеняет ее словно размытый веками народный орнамент – охра и пурпур. Земля и кровь – почти по Гарсиа Лорке. И пронзительным контрастом, похороненными девичьими мечтами – детские наивные рисунки нарядных красавиц с глазами-окошками, распахнутыми в ожидании счастья (художник-постановщик Ольга Смагина).

Первая реакция – ну, и обычаи и нравы в этой средневековой глухомани. А потом ловишь себя на мысли, что и в «продвинутом» обществе, нередко, так же судьбы человеческие с детства их семьи и социум калечат.

— Это не просто мрачная экзотика албанской истории, — рассказала Наталья Прокопенко. – Наш спектакль о том, что человек не может оставаться человеком, когда он вынужден выживать  в бесчеловечных условиях.

 А захлебнувшись накалом страстей, перенасыщенностью страшными событиями – бессмысленными и беспощадными, отчетливо понимаешь, насколько комфортней и рациональней в любви,  понимании и согласии жить.

Но ведь кто-то должен нас любить?! -страшась потерять Кеки,кричит в смятении Теура.И принести заботу и любовь в этот изуродованный, изнемогающий от собственной ненависти мир предназначено калеке Лири –жертве чудовищных законов социума.

А, может, не так уж это и страшно? И,действитель но, вытащит этот озлобленный, отчаявшийся в поисках мужчины курятник технарь-самоучка Лири к новой жизни? Ведь она единственная здесь, кажется, понимает, что если человек и родился для испытаний, должны они быть, по крайней мере, осмысленны.

В общем, такая в ТЮЗе предпраздничная премьера получилась. Приходите – скучно не будет.

Вероника ПОЛИЩУК

Ivasi.News. Народный сайт Одессы!

Top