Самый языкатый сайт Одессы

Неудобный Шевченко. Одесские зарисовки

Неудобный Шевченко. Одесские зарисовки

Понять гения можно целиком. Во всем его противоречивом многообразии. Не все его могут.  Сегодня одесские чиновники, нарядившись в дорогие костюмы, придут с цветами к памятнику великому Кобзарю в одесском парке Шевченко.

Тут же профессиональные патриоты, тут же все, кому положено стоять рядом, по рангам и чинам. Есть такая номенклатурная традиция в бесконечном ряду демонстраций дежурного патриотизма.  У них свой Шевченко – удобный, приукрашенный как лубок, сжатый в рамках современной политкорректности и господствующей идеологии. Будут дежурные слова и многозначительные акценты, будут даже пытаться цитировать, причем некоторые с неустранимым акцентом, все те же слова «в сім’ї вольній, новій..» или что-то в этом духе. Почти каждый год, после выборов, меняются лица и партийная принадлежность ораторов. Остальное – по привычному сценарию.  У них свой Шевченко. Умертвленный елеем пафоса и панегирик. Икона, которую достают один раз в году.

В нашей     памяти живет и любим другой Тарас Шевченко. Бунтарь, обличитель, неудобный для власти мечтатель, вобравший в себя все противоречия кровавой отечественной истории. До конца жизни не выбравший и не понявший, какие же идеи стали для него приоритетными. Непокоренный, неуспокоенный, очень-очень неудобный, но живой! И сейчас многие строки Кобзаря становятся главным обвинительным приговором украинской действительности.

Доборолась Україна

До самого краю.

Гірше ляха свої діти

Її розпинають.

Шевченко универсален. Где-то он радикал и националист, жаждущий крови в своих «Гайдамаках», где-то славянофил. Двуязычен, прост и пафосен одновременно. И однозначно, этот неукротимый Шевченко, гонимый пророк, не вписывается ни в одну идеологию. А в так называемый европейский выбор Украины – так однозначно нет! Достаточно несколько цитат, чтобы понять всю эмоциональную силу обличений Тараса. И не нужно гарвардского образования, чтобы сделать вывод – очень скоро Шевченко опять будет неудобен.  Для многих уже неудобен.

Ще як були ми козаками,

А унії не чуть було, 

Отам-то весело жилось!…

Аж поки іменем Христа

Прийшли ксьондзи і запалили

Наш тихий рай. І розлили

Широке море сльоз і крові,

А сирот іменем Христовим

Замордували, розп’яли.

В разорванной собственной шляхтой стране Шевченко как никогда актуален. И в каждой его строчке есть и предупреждение, и действие и предсказание. Вчитайтесь, несколько строк, и перед вами ярчайший образ украинского политикума.

Той тузами обирає 
Свата в його хаті,
А той нишком у куточку
Гострить ніж на брата.
А той, тихий та тверезий,
Богобоязливий,
Як кішечка, підкрадеться,
Вижде нещасливий
У тебе час та й запустить
Пазурі в печінки,—
І не благай: не вимолять
Ні діти, ні жінка.
А той, щедрий та розкошний,
Все храми мурує;
Та отечество так любить,
Так за ним бідкує,
Так із його, сердешного,
Кров, як воду, точить!..
А братія мовчить собі,
Витріщивши очі! 

Узнали? Этот Шевченко всегда живой. Не только 9 марта.

IVASI.NEWS. Группа для самых языкатых. Присоединяйтесь!

«Одесса одесская» — это не более, чем миф — Олена Добровольска (видео)

 

 

Top