Самый языкатый сайт Одессы

24 октября православные Одессы чтут память Амвросия Оптинского

24 октября православные Одессы чтут память Амвросия Оптинского

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

(Молитва святых Оптинских старцев)

Согласно церковному календарю, 24 октября мы отдаем дань духовного преклонения перед сонмом воистину великих святых земли русской. В этот день православные отмечают память Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Собор Оптинских святых

В этот же день мы особо чтим память Преподобного Амвросия Оптинского, святого жившего задолго до нас, но оставившего такой след в истории православной церкви и в сердцах людей, что переоценить это духовное наследие просто невозможно.  

Человек, паривший над землей…

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Каким был его жизненный путь?

История жизни этого человека так необычайна, что порой кажется, что в воспоминаниях о ней современников святого больше вымысла, чем правды. Однако это не так. Просто столь велики духовные дары, которые стяжал святой при жизни у Господа, что поверить в их здесь, на земле, действительно тяжело…

Точная дата рождения будущего отца Амвросия никому не известна. Он появился на свет в год знаменитого Бородинского сражения, когда Русь насмерть стояла за свою веру и людей. 21 или 23 ноября 1812 года в семье православных верующих по фамилии Гренковы из села Большие Липовицы Тамбовской губернии родился сын, нареченный Александром в честь князя Александра Невского.

Сам старец приводил такие воспоминания близких о своем появлении на свет: «В тот день, когда я должен был родиться, мою мать отвели в баню, а народу собралось-то! Все хотели в тот день узнать, кто ж родиться у благочинного (моего деда). Народ был и во дворе и за двором. Как родился я на людях, так и живу…»

С самого раннего детства будущий проповедник рос в атмосфере строгого благочестия, в окружении трех братьев и четырех сестер. Как только Саша подрос, отец стал брать его на литургию. В храме любимым местом мальчика сделался клирос, где он весьма быстро научился петь и читать. В более поздних рассказах, родившихся среди богомольцев, юный внук благочинного предстает едва ли не совершенным монахом,  но этот образ далек от реальности – Саша рос обычным ребенком, смышленым, с весёлым характером. Не был он и образцом послушания и усидчивости. Однако в целом добрая обстановка в семье благодатно подействовала на отрока.

В 12-летнем возрасте Александра Гренкова отдали учиться в Тамбовское духовное училище. А затем, 1830 году, он поступил также в духовную семинарию. В учебе Александру необычайно везло из-за выдающихся природных способностей.

«Гренков мало занимается, – говорил его товарищ по семинарии, – а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех. Мы-то перед занятием свечек накупим, поставим, а все равно нас выспрашивают. А Сашке одни положительные отметки ставят».

Но друзья прощали ему такие блестящие успехи на ниве учебы – Александр всегда был душой молодежной компании. Что, впрочем, отнюдь не мешало ему предаваться глубокому изучению Писания, богословской, исторической и лингвистической литературы. Итогом таких упорных занятий стал тот факт, что преподобный Амвросий Оптинский владел пятью иностранными языками – греческим, французским, славянским, татарским и еврейским.

Будучи активным по натуре, свободным и романтичным по складу характера, Александр Гренков во дни своей юности, конечно же, и представить не мог, какую стезю уготовил ему Господь. Путь монаха, святого, подвижника и помощника людям, живущим на земле.

«Признаюсь вам, – рассказывал батюшка через много лет, – пробовал писать стихи. Даже выбрал укромное место, где бы виднелись долины и луга с рекой. Долго я тогда сидел и думал, чего бы такого сочинить, да так ничего и не написал. В монастырь я не думал никогда идти. Впрочем, другие (я и не знаю, почему) предрекали мне, что я буду в монастыре».

Именно тогда, во дни своего студенчества Гренков заболел, да так сильно, что дал обет Господу в случае выздоровления принять постриг.

«Надежды на выздоровление было очень мало. Однажды ко мне пришли друзья и стали подбадривать: держись, дескать. Но я уже практически ничего не слышал. Пришел и преподаватель, братья предложили позвать священника, на что он отказал. Я тогда сказал: «Прощай, Божий свет!». И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь», — вспоминал сам Амвросий Оптинский.

Преподобный Амвросий Оптинский

Господь услышал молитвы юноши и он поправился. Но уходить в монастырь отнюдь не спешил, откладывая это решения  на протяжении нескольких лет. «Жался», как говорил сам впоследствии.

После окончания учебы Александр (который даже подумывал над карьерой военного) решил не идти в священники, и устроился работать домашним учителем в семье местного помещика. Довольно скоро он все же несколько изменил род занятий, заняв место преподавателя Липецкого духовного училища.

Од­на­ко со­весть не да­ва­ла ему по­коя. И чем боль­ше про­хо­ди­ло вре­ме­ни, тем му­чи­тель­нее ста­но­ви­лись ее уко­ры. Пе­ри­о­ды без­за­бот­но­го ве­се­лья и бес­печ­но­сти сме­ня­лись острой тоской и грустью, уси­лен­ной мо­лит­вой и слезами. А од­на­жды, бу­дучи уже в Ли­пец­ке, гу­ляя в со­сед­нем ле­су, он, стоя на бе­ре­гу ру­чья, яв­ствен­но рас­слы­шал в его жур­ча­нье сло­ва: «Хва­ли­те Бо­га, лю­би­те Бо­га».

Так, в один из дней, которые последовали после другого чуда — встречи Александра с затворником Иларионом, предрекшим ему монашеский путь в Оптиной пустыни, молодой человек в последний раз пришел в училище и сообщил начальству о намерении уехать в монастырь. Коллеги тут же стали отговаривать его от такого «опрометчивого шага», но ничего не подействовало. Факт своего решения стать монахом Александр постарался особо тщательно скрывать от родни, боясь, что уговоры близких таки поколеблют его решимость.  Он уехал в Оптину тайно от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства. Это было в воскресенье, 8 октября 1839 года. Будущему святому было 27 лет.

В стенах Оптиной пустыни Александр Гренков принял монашеский постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. Вскоре после этого он снова тяжело заболел. Хворь навсегда подорвала здоровье старца, который с тех пор был почти прикован к постели и до самого конца своей жизни не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Однако пребывать без дела старец Амвросий не привык. Настоящий его талант раскрылся в живом общении с людьми, в духовной помощи, которую он щедро оказывался всем нуждающимся.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала так. Он просыпался перед рассветом и в течение двух часов читал утреннее правило вместе со своими келейниками. Затем келейники уходили, а преподобный Амвросий продолжал молиться дальше – так он готовился к своему великому дневному служению.

Келья старца Амвросия Оптинского

С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся при­ем. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью…

Свой безпримерный подвиг духовного окормления батюшка совершал 30 лет. Изо дня в день. Без перерывов и отпусков.

По благодати Божией проницательность батюшки переходила в прозорливость. Его лицо русского крестьянина, с выдающимися скулами и седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Несмотря на свою болезнь, он был источником такой неиссякаемой жизнерадостности, так легко общался с людьми, что его слова и наставления запоминались им на всю жизнь.

«Где просто, там ангелов со сто», — любил говорить старец. И в этой простоте растворялись все условности земные, склоняясь перед мудростью и благодатью Божией, которой так обильно был одарен он сам.

Афоризмы преподобного Амвросия Оптинского

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальными стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».

«Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет».

«Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще».

«Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».

«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

**

Но этот юмор и простота совсем не означают, что батюшка не умел быть строгим: иногда он даже «наставлял» неразумных детей Божиих с помощью палки или же накладывал епитимию.  И различий между людьми он делал, открывая доступ к своей мудрости как простым прихожанам, так и сильным мира сего, среди которых были и Федор Достоевский, и Лев Толстой, и множество других известнейших людей России 19 века.  

С чем только не шли к отцу Амвросию люди! Ему доверяли все. Ведь это именно он впервые решился на небывалое: он стал принимать женщин, которым до сих пор вход в скит был возбранен. У стен скита построили домик – «хибарку». Она всегда была полна пришедших за советом, исцелением, отпущением грехов. Рядом с «хибаркой» устроили ограду из жердей, за которой толпились паломники. Идя вдоль этой ограды, старец благословлял, утешал, советовал.

«Как жить?» — как-то крикнули ему из толпы. Ответом было знаменитое: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение!»

А как-то раз приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец как закричит: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!».

Священник, недоумевая, спросил, что значат его слова. Ста­рец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!».

Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.

Близкие старца также вспоминают, что им доводилось не раз видеть его особые состояния на молитве: лицо сияло светом, иногда старец поднимался над полом. Как-то видения удостоилась монахиня, пришедшая к о. Амвросию на исповедь. Старец строго запретил ей разглашать увиденное до его смерти…

…Путь возрастания отца Амвросия, его скорби и искушения – все это от нас практически сокрыто. Но в 1998 г., при обретении мощей иеросхимонаха Амвросия, их осмотрели специалисты-медики и изумились. Только судя по состоянию позвоночника, каждое движение должно было вызывать боль. Почти все позвонки деформированы, позвоночник искривлен в нескольких местах. А ведь было еще множество внутренних болезней. Да можно ли так жить? Ответ ясен: человеческими силами – нельзя.

В последнее десятилетие своей жизни преподобный Амвросий основал и обустроил женскую обитель в селе Шамордино, что в 12 верстах от Оптиной пустыни. Туда, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в Казанской Шамординской Пустыни достигло 500 человек. Там имелись также приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. И именно здесь, в обители, так заботливо созидаемой его молитвами, старец Амвросий и встретил последние дни земной жизни.

Келья отца Амвросия в Шамордино

2 июня 1890 года он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с его телом под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

Как преподобный Амвросий помогает людям сегодня

«Молитвенной помощью батюшки Амвросия и всех старцев Оптинских я нашел свой путь в жизни и супругу — верного друга.

Казалось бы, что тут такого? Просто тот период в жизни кроме как словом «пустота» не назовешь. Как в старой песне: «И одиночество дороже пустоты, когда живешь и думаешь о смерти»… в относительно молодом возрасте. Все ровесники жили веселой жизнью, встречались, расставались, пили, гуляли «не заморачиваясь».

Не знаю, что стало началом моего воцерковления, сейчас сложно вспомнить. И, как на войне, вся сила преисподней ополчается на слабого начавшего спасаться человека, пуская в ход все средства, испытанные военным опытом и усовершенствованные со времени первого грехопадения праотцев.

В какой-то период жизни у меня неотступно стало возникать убеждение избрать для спасения монашеский путь. Побывав пару месяцев в одном монастыре, я понял, что там я еще быстрее погибну. Просто состояние современного монашества, за малым исключением, известно всем. Пришлось вернуться в мир. Но, оказалось, это был тупик.

Случайно (ли?), открыв книгу с житием преподобного Амвросия, я наткнулся на слова, сказанные ему Троекуровским затворником Иларионом: «Иди в Оптину, ты там нужен». Для меня вдруг стало ясно, куда надо идти, чтобы понять, как жить. В Оптиной я увидел то самое исключение, то самое малое стадо, которое идет ко спасению и других воспламеняет идти.

Сначала воспламенился и я, но монашество далеко не для всех. Опять сомнения. Батюшка Илий разрешил их, благословив пожить в монастыре год. Просто пожить, ни о чем не думая, один год. Всего-то… Это был самый тяжелый год в моей жизни. Когда остаешься один на один с собой — это страшно. Не знаешь, кто победит. Каждый день я ходил к раке преподобного Амвросия и других старцев и просил, умолял, плакал. На самом деле, это тяжело.

Господь по молитвам старцев вразумил, какой путь избрать: в Оптину пришла девушка, которую сейчас я называю своей женой и матерью двух своих прекрасных дочек.

В завершение хотелось сказать, что Господь ближе, чем нам кажется, и всегда через людей и обстоятельства ведет нас по жизни молитвами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, и всех святых. Естественно, для тех, кто идет за Христом».

Алексей Гришкин

Батюшка Амвросий в последние годы жизни

В чем помогает святой по молитвам к нему

Как и любому другому святому, прп. Амвросию молятся в любых нуждах, лишь бы молитва совершалась с верой и упованием на волю Божию. По сложившейся традициям, сугубо обращаются к святому с прошениями:

  • о здравии;
  • об укреплении в вере;
  • о детях;
  • об Отечестве;
  • о житейских нуждах.
Икона Преподобного Амвросия Оптинского

Молитва преподобному старцу Амвросию Оптинскому

О, великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

При подготовке статьи использованы материалы православных изданий Православие.Ru, Оптина пустынь, Pravoslavie.wiki, ФОМА и Азбука

Дорогие друзья!

Ваши вопросы священнику, интересные примеры духовного опыта, стихи и рассказы на духовные темы можно присылать нам по адресу:

papa@ivasi.news

Телефон для связи с редакцией: 063 227 95 17

Внимание! Если Вы не хотите, чтобы консультация по Вашему вопросу была опубликована на сайте, ставьте в письме пометку «Личное» или информируйте об этом сотрудников редакции по телефону.

ВСЕ СТАТЬИ РУБРИКИ «СВЕТ ХРИСТОВ»

Top