Самый языкатый сайт Одессы

Эти глаза напротив. Сегодня одесситу Валерию Ободзинскому исполнилось бы 75

Эти глаза напротив. Сегодня одесситу Валерию Ободзинскому исполнилось бы 75

Он родился 24 января 1942 года, в разгар одесской оккупации, в доме по улице Петра Великого, 24 (ныне Дворянской). И прожил 55 талантливо-грустных лет. В апреле этого года будет еще один юбилей -ровно 20 лет, как он ушел навсегда…

Поляк Владимир Ободзинский и украинка Евгения Казаненко ушли на фронт, когда Валере не было и года. Оставленный на попечение бабушки-дворника Домны Кузьминичны в городе, занятом фашистами, мальчик пережил настоящую трагедию. Его дядя, который был всего на 2 года старше, как-то украл у немца колбасу, за что он чуть не пристрелил обоих мальчишек. Спасла их бабушка — она бросилась в ноги офицеру и стала целовать ему сапоги…
Валера войну пережил. В 17 лет его встретил на улице работник Одесской киностудии. Так красивый от природы Валера получил свою первую кинороль — в эпизоде художественного фильма «Черноморочка». А через два года в жизнь Ободзинского пришла первая любовь.  Он познакомился с Нелей Кучкильдиной, дочерью капитана теплохода «Азербайджан». Вскоре родились две дочки — Валерия и Анжелика.

А первый сценический успех Валерий испытал… в Сибири. Работая в Томской филармонии, он объездил всю страну! После настало время зарубежных гастролей. Во время одной из таких поездок артист познакомился с болгарским композитором Борисом Карадимчевым. Он и подарил Ободзинскому первый хит — «Луна на солнечном берегу». Исполнив эту песню на фестивале в Сопоте, Валерий проснулся знаменитым.

В чем же заключался феномен певца Ободзинского? Ведь нигде не учившийся, он был настоящим самородком, с чрезвычайно развитым от природы слухом и музыкальным чутьём. Секрет Ободзинского крылся в самобытной манере исполнения. Его голос звучал мягко и в то же время очень сильно — как звучит морской прибой на берегу всю жизнь горячо любимой им Одессы…

Вторая половина жизни Валерия знаменитого «одесского поляка» оказалась не такой светлой, как предыдущие годы. Уже в 70-е годы на советском телевидение начались так называемые «еврейские гонения», инициированные пришедшим на пост начальника Гостелерадио Сергеем Лапиным. Эфиров лишились такие всесоюзные знаменитости, как Вадим Мулерман, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус и другие.

Пострадал и Ободзинский, по поводу которого Лапин произнес фразу, ставшую крылатой. «Немедленно уберите Градского!» Ему возразили: «Это не Градский, а Ободзинский». — «Тем более: нам одного Кобзона хватит!».

И тем не менее, на концертах Ободзинского всегда был аншлаг. И это — несмотря на то, что помимо советских песен, он не боялся знакомить советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Карела Готта, Демиса Руссоса, The Beatles. 

Грампластинки Ободзинского выходили миллионными тиражами. А хит Давида Тухманова «Эти глаза напротив» стал визитной карточкой всей его жизни!

«Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из „фондов“ местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской АССР», — вспоминал администратор певца Павел Шахнарович.

В какой-то момент в творческих кругах Москвы пошёл слух о намерении Ободзинского эммигрировать вСША. С этого момента для него навсегда закрываются двери Останкино. Попытка организовать американские гастроли тоже оказывается неудачной.

Окончательно ушел со сцены артист в 1987 году. Он развёлся с женой и жил в гражданском браке с одной из поклонниц. Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не занимался. В последние годы начал злоупотреблять спиртным…

Но в начале 1990-х годов стараниями своей гражданской жены Анны Есениной Ободзинский решает возобновить творческую деятельность и записывает альбом песен Александра Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление после многолетнего перерыва. Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через пьянство и наркотики, сумел сохранить свой голос абсолютно нетронутым!

«Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка, — признавался Валерий Владимирович. — И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время».

Этот мир певец Ободзинский оставил 26 апреля 1997 года, скончавшись от сердечной недостаточности. Проститься с ним в Центральный Дом работников искусств в Москве пришли почти три сотни людей. Среди них — Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин.

«На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес», — писала впоследствии Анна Есенина.

Во время отпевания в храме священник сказал: «Умереть так, как он, мечтает каждый священнослужитель — он умер под Пасху. А это значит, что с него сняты все грехи».

IVASI.NEWS. Группа для самых языкатых. Присоединяйтесь!

В Одессе красиво отметят день рождения Высоцкого (видео)

Top